Адмир Курман(Кыргызская Республика) – выпускник Университета креативных искусствпо направлению Дизайн, инновации и управление брэндом - Эпсом, Великобритания, выпускник Лондонского отделения Йоркского университета святого Джонапо направлению MBA - Лондон, Великобритания, член Королевского общества искусств Великобритании, писатель, сценарист Республиканского конкурса молодых исполнителей «Жас канат».
18 июля будет ровно год, как Казахстан попрощался с Муратом Иргалиевым, генеральным директором и создателем Международного фестиваля "Азия дауысы" и Республиканского конкурса молодых исполнителей “Жас қанат”.
В марте 2021 года также от коронавирусной инфекции ушел из жизни главный режиссер конкурсов Александр Пономарев.
О том, как с ними работалось, какие были успехи и дальнейшие планы поделился сценарист конкурса «Жас қанат» Адмир Курман, сотрудничавший с компанией “Азия дауысы” на протяжении 10 последних лет.
Почти каждую минуту Мурат Иргалиев разговаривал по рации, передавая команды, тут же вел переговоры по мобильному, при этом временами щелкал по мыши, работая на лэптопе.
- Ваш рассказ про алматинские 90-е очень тронул меня, - обратился он ко мне, не отрывая взгляд от монитора. - Нужно много работать над текстом, но спасибо, что упомянули «Азия дауысы» в своей книге, - продолжал он. Затем он, наконец, посмотрел на меня, улыбнулся породному. В его теплом взгляде промелькнула искорка насмешливости, и вскоре его внимание переключилось на суету закулисной жизни. Он сурово произнес по рации: “Третий - первому”, - это означало, что его правая рукаИрина Ковыряко молниеносно появится в его временном кабинете, оборудованном в одной из гримерок Кыргызского театра оперы и балета имени Малдыбаева.
Мою первую встречу с Муратом Ажимовичем я никогда не представлял, не визуализировал. У меня даже и в мыслях не было, что встречусь в Бишкеке с самим создателемФестиваля«Азия дауысы». Небольшой эпизод из моей алматинской повести, где главные герои оказываются на концерте «Азия дауысы», стал причиной этого уникального в моей жизни знакомства. В повести, в которой я упомянул Мурата Иргалиева, мне хотелось передать алматинскую атмосферу 90-х, что я почерпнул из воспоминаний людей казахстанскихЖЖ блогов. Моя подруга из Алма-Аты, в то время пробующая себя в режиссуре, посчитала мое произведение забавным, и отправила ссылку Мурату Ажимовичу, интересуясь его мнением. На удивление, глава “VoiceofAsia” прочитал сразу же и, безо всяких масок селебрити, пригласил меня посетить мероприятия, которые проводила в Бишкеке его компания – Фирма «Международный конкурс “Азия Дауысы”.
- А вы сможете написать нам сценарий на конкурс «Жас қанат»? - неожиданно спросил Мурат Ажимович. Для меня, человека далекого от сцены и музыкального мира услышать подобное предложение от отца казахстанского шоу-бизнеса, известного продюсера в Центрально-азиатском ивент-бизнесе, показалось чем-то нереальным. Однако,потом я понял, что Мурат Иргалиев часто выстраивал отношения на бегу, между набором цифр на телефоне - времени на изучение человека у него не было. Он тестировал людей своим природным чутьем и желал услышать от человека уверенное, без колебаний: “Да” на внезапный вопрос: “Ты в команде?”
- Конечно, смогу, Мурат Ажимович, - мгновенно пульнул я, боясь от страха, что он, вдруг передумает, а потом побледнел: “А вдруг потом будет эпик фейл”? - однако не стал делиться своими страхами, поражаясь тому, что вот так быстро мне предложили сотрудничество, да еще и сам основатель музыкальной индустрии НезависимогоКазахстана.
Республиканский конкурс молодых исполнителей «Жас қанат», Международный конкурс песен об Астане «Астана жұлдызы»,Концерты классической и эстрадной музыки, в рамках Фестиваля «Астана дауысы» согласно Культурной программы 7 Зимних Азиатских игри Открытие и Закрытие Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт» - все это завертелось вокруг меня, захватывая сильным порывом астанинского ветра, увлекая каждый раз на Байтерек, откуда я все время любовался новыми высотками, и постепенно меняющимся ландшафтом города из года в год в разные сезоны. Моя периодическая и эпизодическая астанинская жизнь подарила мне приятные, удивительные мгновения и встречи с известными деятелями казахстанского искусства и телевидения - Толегеном Мухамеджановым, Айман Мусаходжаевой, Маратом Бисенгалиевым, Алибеком Днишевым, Розой Рымбаевой, Батырханом Шукеновым, Нуржамал Усенбаевой, Айгуль Мукей, и многими другими.
Первое, что я услышал, когда впервые увидел режиссера Александра Пономарева:
-Мурат, так невозможно работать, я же просил заранее предупредить Хабар! Что значит диск передали? Когда передали? Кому передали? Никто не получил, мне только что позвонили! Разбирайтесь! Срочно! Сейчас! Балбесы!
Также, он кричал нарепетиции в концертных залах Конгресс холла и Пирамиды на молодых жасқанатовцев.
-Да что ты прилипла к микрофону? Держи его подальше! Не визжи как кошка! Будешь так орать, мы просто вырежем тебя с эфира. Вернёшься к себе в Шымкент, вопи там сколько себе захочешь! Здесь в Астане ты будешь петь, поняла? Ты поняла, я спрашиваю? Будешь ПЕТЬ! А, теперь, ПОЙ!
Когда он начинал кричать, мне становилось страшно и хотелось зажать уши, спрятаться где-нибудь в зале за пультом звукорежиссера, потому что очередь могла дойти до меня - сценариста. Кроме всего, мне нужно было сидеть рядом с Муратом Ажимовичем и по ходу исправлять ошибки. Когда я слышал, как ведущиепроизносят слова и их речь начинала звучать неестественно, я сжимался в кресле, потому что знал, что это моя вина и Пономарев сейчас обернется и обрушит на меня поток возмущенных протестов в микрофон.
-Это что за текст? Так разве в жизни разговаривают? Убирай вот это все! Слишком долго они болтают. Исправляй! - кричал он неистово в микрофон на весь зал и, конечно же, будучи по природе задирой, завершал с сарказмом: - Киргизское чудо!
Однако за ужином или за завтраком, мы объявляли перемирие и возвращались к теплой дружбе, мило болтая о различиях и схожести казахской и кыргызской традиций, о языке и смешных словах в обоих языках. Он мог рассказать короткий эпизод из своего опыта на “Центральном телевидении” - так он называл свой московский этап теле режиссуры. Рассказывал о днях своей молодости в Целинограде. Какое-то время, он говорил с теплотой о Бишкеке, мечтая, что приобретет маленькую квартиру на бульваре и будет время от времени ездить туда, гулять по паркам и ходить в бишкекские рестораны. Однако со временем его планы улетучились, я думаю, в связи с чересчур шумной общественно-политической жизнью столицы Кыргызстана.
На самом деле, за его взбалмошностью и вспыльчивостью хорошо скрывался строгий воспитатель, который избавлял молодых артистов от страха на сцене, убирал ненужные эмоции, “выкристаллизовывал” тот талант, который он и Иргалиев замечали на прослушивании, а из моего сценарного текста отсеивалась мишура и бесполезные обороты. Он сидел за пультом ПТС во время концертов, выхватывал эмоции в зале, умело вылавливал уникальные моменты во время выступлений, следил за каждым кадром при монтаже от начала и до конца, максимально без ошибок. Однако, когда промахи случались на сцене, начиналась вторая часть его «рефлексии» и нужно было вовремя смыться с его глаз в гостиницу или найти убежище в гримерной от словесных пуль, которые всегда попадали четко в цель, автоматной очередью.
Пономарев всегда чувствовал какую-то вселенскую ответственность за каждого участника конкурсов и лично следил за питанием конкурсантов и, будто отец всех детей «Жасқаната» беспокоился, если кто-то опаздывал на ужин. Дисциплина была идеальной, конкурсанты почти ходили строем, разве что не маршировали и не отдавали салют. В такие минуты, мне казалось, что я живу в музыкальной казарме, во главе со штаб-капитаном Пономаревым.
-Главный вожатый раздаёт команды - нагуливает аппетит, - ехидничал Мурат Ажимович вполголоса, чтобы не дай бог Пономарев не услышал. А если откровенный сарказм Иргалиева доходил до его ушей, Пономарев, конечно же, не жадничал словесных панчей в адрес самого Иргалиева, который терпеливо сносил все удары.
В своё время от него доставалось и семнадцатилетнему Димашу Кудайбергену на конкурсе «Жас қанат»,но Димаш оправдал все волнения и ожидания Пономарева и Иргалиева, победив на конкурсе, а впоследствии став всемирно известной звездой.
Надо сказать, на словесные виражи Пономарева у сотрудников компании появился некий иммунитет. Мои коллеги Ирина Ковыряко, Мира Билялова и руководитель пресс-центра конкурса журналист Жибек Кашкеева, ведущие Анар, Карина и Жандос невозмутимо и молчаливо добивались результата, каждый в своей ответственной зоне, не отвлекаясь на эмоциональные приемы пономаревского менеджмента.
В Нур-Султане обязательным ритуалом для Иргалиева, Пономарева и меня было сходить в какой-нибудь хороший ресторан, а потом прогуляться по вечернему городу пешком до гостиницы “Алтын Дала” на Бигельдинова, в которой мы жили во время мероприятий. Мурат Ажимович и Александр Сергеевич обязательно рассказывали что-нибудь смешное из прошедших лет Международного конкурса «Азия дауысы», оставшегося уже в истории.
-Это же фантастика! - почти в один голос мы воскликнули с Иргалиевым на экскурсии в «Астана Опера», когда увидели все бутафорские, пошивочные, костюмерные, обувные цеха, автоматические сцены (не помню количество - множество!), декорации, реквизит, 3D-проекции! Тогда мы сошлись во мнении, что за своим кулисами “Астана Опера” напоминает живописный и многолюдный городок ремесленников, работающих в современнейших условиях и на прекраснейшем оборудовании. Настолько мы были впечатлены масштабами театра, размерами и его функциональностью. Пономарев с сарказмом называл нас театралами, а мы с Муратом Ажимовичем с нетерпением ждали «Жас қанат» и других мероприятий в Астане, чтобы в свободное время сходить на оперы «Биржан и Сара», «Кыз Жибек», «Абай». Иногда, мне казалось, что я лечу в Астану, чтобы ещё раз посетить “Астана Опера”.
Когда мероприятия проходили в Алматы, Мурат Ажимович показывал мне его любимые районы в этом городе, с трепетом делился воспоминаниями о столичных временах, архитектуре и положительных изменениях. Он был просто влюблён в Алматы - город, в котором он родился, вырос и стал тем, кем он был.
-Вы должны были работать мэром Алматы или хотя бы главным проектировщиком города, - шутил я.
- Этому городу нужны гениальные архитекторы и, если бы я не пошел на телевидение, то стал бы им, - в ответ шутил он.
Однажды я по своим делам приехал в консульство Великобритании и позвал его на кофе. Оказалось, что он собирался на Кенсайское кладбище посетить могилы родителей. Он предложил захватить меня по дороге, затем мы решили пообедать и я должен был уехать в Бишкек. Мурат Ажимович показал могилы своих родителей на кладбище, мы прочитали молитву, а затем он указал на свободное место рядом с ними и сказал, что когда уйдёт из жизни, будет похоронен здесь.
-Будешь приезжать ко мне сюда и приносить цветы и рассказывать о своих делах и достижениях, - сказал он смеясь. Я, конечно же, усмехнулся тогда и не придал значения всему этому, поскольку для меня Мурат Ажимович был бессмертен...
-Мурат Ажимович, будем делать ребрендинг? - не уставая, спрашивал я каждый год, - Надо менять лого, музыкальные сопровождения, гимн, концепцию жюри! - почти требовал я, потому, что осмелев за несколько лет сотрудничества, уже кроме сценарных текстов, в мои обязанности вошло предлагать концептуальные изменения, но Иргалиев не торопился, что иногда приводило меня в замешательство.
Обычно во время проектов, он бегал, спешил, старался продумать все наперед, весь процесс держал в голове, при этом никогда не вёл ежедневники. Принимал важные решения административного, логистического характера, финансов.
- Я всегда упреждаю, - многозначительно говорил он Ирине Ковыряко.
Однако, когда речь заходила о ребрендинге и изменении формата конкурса, он как-то неохотно вовлекался в разговор, делая вид, что ему скучно. Здесь он почему-то не спешил…
Только лишь в 2019 году (последний «Жас қанат»), он и Пономарев согласились на мои мольбы о небольшом изменении в сценарии, когда приветствия и представление участников во второй части проводились самими конкурсантами, а не ведущими. И этот приём многие оценили, как жюри, так и сами участники. Тогда я тихо радовался этой победе и уже задумывал новый план интервенции на 2020 год. Хотелось экспериментов, и мысль провести конкурс в стиле мюзикла не давала мне покоя. Адиль Балтабаев - бронзовый призер 2019 года был просто идеальным кандидатом, чтобы стать одним из ведущих... Не случилось...
-Ты генерируешь слишком много идей. Невыполнимо это все сразу, - задумчиво говорил Мурат Ажимович. - На все это нужны финансы.
-Поймите, нужно делать конкурс центральноазиатским, нужно выводить за пределы Казахстана, - эту мысль я не в первый раз повторял ему и Пономареву как молитву. Об этом ранее говорили и не раз сами члены жюри - знаменитости Казахстана.
-Вот приедешь из Лондона и займешься этим сам, - отвечал Иргалиев по телефону. - У меня времени на это нет.
Однако время на поездки Мурата Ажимович находил всегда. Я думаю, как и все люди, он любил путешествовать и открывать для себя новые страны. Когда он объявил, что хочет заскочить по делам в Лондон, я очень обрадовался, потому что это была возможность вновь увидеться со своим ментором, поболтать и обсудить дальнейшие планы по «Жас қанату». С кем еще, как не с ним, можно было посетить Музей современного искусства «Тет», Лондонский театр Шекспира “TheGlobe”, ну и, конечно, посмотреть мюзикл «Призрак оперы». Позже, прогуливаясь по улицам британской столицы и выпив бесконечное количество кофе, мы детально обсуждали, как будем менять формат «Жас қаната».
- Нужно делать “реюнионы” знаменитых выпускников «Жас қанат», кофе-завтраки с Димашем Кудайбергеном, Маржан Арапбаевой, Медеу Арынбаевым, Мадиной Садвакасовой, Бахыт Шадаевой, Жанар Дугаловой, Ерланом Кокеевым, Нурланом Абдуллиным, чтобы они передавали опыт другим выпускникам, делились славой и делали узнаваемыми менее известных бывших конкурсантов! Делать стриминги в социальных сетях, их интервью друг с другом. Снимать как можно больше бекстейдж эпизодов. Запустить мобильное приложение, обучающее молодых артистов. Проводить совместные концерты после конкурса, начать с Бишкека, на следующий год Ташкент и потом другие города! - даже запланировали открытие иммерсивного VR-музея «Жас қанат» и «Азия дауысы» в Нур-Султане. Все это мне нужно было оформить в бизнес-план, чтобы Мурат Ажимович смог обсуждать каждый этап со спонсорами и инвесторами. Обговорив детали, мы попрощались, договорившись о встрече на «Жас қанат-2020», а затем продюсер «Азия дауысы» улетел… как оказалось... навсегда...
Я присел на стул.Несколько раз перечитывал сообщение: «Мурат Ажимовича потеряли. Ковид» - коллега Мира написала в мессенджере Фейсбука. Первая мысль - позвонить Пономареву и спросить, чем мы можем помочь выкарабкаться Иргалиеву. Потом перечитываю сообщение еще раз и еще раз и, наконец, осознаю, что ментора, учителя, коллеги и друга уже нет в живых…
«Мурат Ажимович ушел из жизни? Такое абсолютно невозможно! Он ведь бессмертный»!? - пережитый шок был такой же почти, как когда-то я потерял своего отца… Позвонил Александру Сергеевичу, Ирине Ковыряко - опустошены. Читаю статьи верного соратника Иргалиева Жибек Кашкеевой и не верится, что вместо ее привычного текста и интервью о конкурсе, читаю прощальную речь…
Вылететь из Лондона в Алматы на похороны я не смог. Великобритания только вышла из локдауна, ограниченные рейсы, а в Казахстане ситуация была схожая с Кыргызстаном. Был чёрный июль для обеих стран, пандемия бушевала. Статистика смертей взлетела в стратосферу, а соцсети превратились в срочные объявления помочь найти гепарин, дать в аренду аппараты для вентиляции легких, с фотографиями полевых госпиталей и печальные видео пациентов из больниц.
Все последующие дни хотел написать что-то в соцсетях, что-то доброе, что-то умное, с фотографией, что-нибудь, что могло бы понравится Мурату Ажимовичу, но руки не хотели даже брать телефон, бессмысленно все это - человека нет. Кому нужны мои эмоции? Пустота… Все наши грандиозные планы рухнули? А зачем они вообще нужны, если человека нет больше? Спустя 8 месяцев не стало и Александра Пономарева. И это была еще одна огромная потеря...
Несмотря на напускную суровость, Мурат Ажимович был добрым и иногда ранимым. Он принёс бесчисленное количество радости многим поколениям людей. Все они, как и я, оказались в добром потоке энергии, исходящего из глубины его сердца. Я уверен, все, кто смог ощутить эту необычную силу - благодарны вселенной за возможность знать и общаться с Муратом Иргалиевым и его лучшим другом и соратником Александром Пономаревым. Они дарили крылья «Жас қанат» молодым талантам на протяжении 28 лет, раскрывая каждому окно успеха, придавая уверенность в жизни, мотивируя на покорение новых олимпов в искусстве. Лучи «Азия дауысы» долгие годы грели алматинцев, казахстанцев, поклонников из других стран дружеским теплом, приоткрывая портал в музыкальную вечность.
Вернуться на Страницу памяти
Поделиться с друзьями |